Об итогах региональной проверки

Тематическая проверка на тему: «О соблюдении законодательства по оплате труда педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений» (РТП -2022 – оплата труда) проведена в единые сроки с 11 апреля по 20 мая 2022 года и была нацелена на

- выявление нарушений трудового законодательства при оплате труда педагогических работников, условий областного и муниципальных отраслевых соглашений, коллективных договоров, действующих в учреждениях Положений о системах оплаты труда, ухудшающих положение педагогических работников;

- проверку правильности начисления заработной платы педагогическим работникам с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (далее КС РФ),  изложенной в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П, а также  требований Правительства РФ к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

- устранение выявленных нарушений трудового законодательства и прав работников.

В региональной проверке участвовали 63 внештатных правовых инспекторов, в том числе 20 председателей территориальных организаций профсоюза. Наиболее активно к проверке были привлечены внештатные правовые инспекторы в Архангельске, Котласе, Северодвинске, Пинежском и Холмогорском районах.

Тематическую проверку провели 20 из 25 территориальных организаций профсоюза (в 80%), в ходе которой проверено 144 общеобразовательных учреждения. По инициативе Архангельской, Северодвинской, Вельской, Каргопольской, Лешуконской организаций профсоюза дополнительно проверены условия оплаты труда в ряде дошкольных образовательных учреждений.

На высоком профессиональном уровне с большой заинтересованностью и охватом учреждений прошла региональная проверка в городах Архангельск (26 учреждений), Северодвинск (16 учреждений), Котлас (15 учреждений), Коряжма (8 учреждений), Пинежском (12 учреждений), Вельском (10 учреждений), Холмогорском (9 учреждений), Шенкурском (7 учреждений), Мезенском и Каргопольском (по 5 учреждений), Новодвинске, Виноградовском и Вилегодском (по 4 учреждения) муниципальных районах и округах.

         Не приняли участия в проверке территориальные организации Верхнетоемского, Красноборского, Котласского, Устьянского районов и города Мирного. 

В ходе первого этапа региональной проверки проведена правовая экспертиза на соответствие законодательству нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений. В результате установлено, что

- во всех проверенных образовательных организациях  достигнуты целевые показатели уровня средней заработной платы работников, определенные Указами Президента России (итоговая справка прилагается), в большинстве муниципальных районов (округов) и городских округов разработаны и внедрены показатели эффективности и критерии оценки деятельности образовательных учреждений, отдельных категорий  педагогических работников и руководителей образовательных учреждений;

         - органами местного самоуправления приняты необходимые нормативные правовые акты, устанавливающие систему оплаты труда работников и руководителей муниципальных образовательных учреждений, в которые периодически вносятся изменения и дополнения;

- снизилось количество муниципальных Примерных положений о системе оплаты труда работников, которые содержат условия противоречащие  законодательству и снижающих уровень прав и гарантий работников (в ходе проверки выявлено 24 нарушения);

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие вопросы оплаты труда работников и руководителей муниципальных образовательных учреждений, принимаются с учетом мотивированного мнения президиумов территориальных организаций профсоюза, как это предусмотрено  ст. 11 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Нарушения этого требования допущены органами местной власти  Вилегодского, Плесецкого, Шенкурского муниципальных округов, Приморского, Няндомского, Онежского районов и города Коряжма;

- структура заработной платы работников образовательных учреждений соответствует нормам статьи 129 ТК РФ. Применяются повышающие коэффициенты (далее ПК), увеличивающие размеры должностных окладов (ставок заработной платы) за специфику работы на селе (25%), за наличие квалификационной категории (за высшую квалификационную категорию – от 9% в городах Архангельск, Коряжма, Северодвинск, Вельском, Каргопольском, Няндомском, Приморском, Холмогорском  муниципальных районах и округах до 55% в Коношском районе (45% в Пинежском районе), за первую квалификационную категорию – от 5 % в г. Новодвинске  до 35 % в Коношском районе (30% в Пинежском районе);

-  основаны на нормах трудового права все виды и размеры компенсационных доплат и выплат работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Несмотря на ряд положительных изменений, направленных на совершенствование существующих систем оплаты труда, в ходе правовой экспертизы соответствия законодательству нормативных правовых актов органов местного самоуправления по оплате труда выявлено 9 нарушений законодательства и условий, снижающих уровень гарантий работников, установленный трудовым законодательством, отраслевыми соглашениями. Подобные нарушения имеются в муниципальных нормативных актах городов Архангельск, Северодвинск, Плесецком муниципальном округе (итоговая справка прилагается).

Во всех Примерных положениях о системе оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений минимальные размеры окладов (д/окладов), ставок з/платы по профессиональным квалификационных группам и уровням существенно ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) и минимальной заработной платы, установленной в Архангельской области (МЗП АО с 06.04.2022г.).

Так, например, минимальные размеры д/окладов, ставок з/платы, установленные  в муниципальных Примерных положениях о системах оплаты труда в профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников (далее ПКГ) в первом квалификационном уровне составляют от 3231 рублей в Коношском районе (3 268 руб. – в г. Новодвинске, 3 480 руб.  – в Вилегодском районе, 3 965 руб. – в Ленском районе). В четвертом квалификационном уровне ПКГ должностей педагогических работников минимаоьные д/оклады (ставки з/платы) составляют от 4638 руб. в Коношском районе (4 693 руб. в г. Новодвинске, 4985 руб. в Вилегодском районе)  до 9 177 руб. в г. Архангельске

Подобная же ситуация с фиксированными размерами  должностных окладов (ставок заработной платы)  складывается в образовательных учреждениях.

По причине заниженных размеров минимальных (фиксированных) окладов (д/окладов), ставок заработной платы, повышающие коэффициенты за квалификационную категорию, специфику работы на селе, работу в классах (группах), реализующих основные образовательные программы с углубленным изучением отдельных учебных предметов, адаптированные основные адаптированные программы, фактически выполняют задачу доведения размеров должностных окладов и ставок заработной платы работников до МРОТ.

Без учета правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации Примерными положениями о системе оплаты труда и Положениями о системе оплаты труда в учреждениях повсеместно оплата за учебную (педагогическую) нагрузку, превышающую норму часов на ставку заработной платы, выплаты за дополнительно оплачиваемые виды работ, не входящие в круг обязанностей педагогических работников (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом (уч. мастерскими, спортивными залами), руководство методическими объединениями), трудовыми договорами начисляются на должностной оклад, ставку заработной платы, размер которых значительно ниже МРОТ.  

Органами управления в сфере образования не ведется планомерная управленческая работа по повышению эффективности системы оплаты труда работников образования, что выражается в несвоевременности приведения в соответствие с законодательством муниципальных нормативных актов, регулирующих вопросы оплаты труда, в заниженной требовательности к работодателям за нарушения в оплате труда работников.

 Содержание Примерных положений о системе оплаты труда, принятых еще в 2010 - 2017 годах, требует приведения в соответствие с изменившимся законодательством Российской Федерации и Архангельской области (г. Мирный, Плесецкий и Вилегодский муниципальные округа).

За исключением Архангельской, Северодвинской, Котласской городских, Пинежской и Виноградовской районных организаций, территориальные и первичные организации профсоюза не принимают действенных мер по совершенствованию муниципальных Положений о системе оплаты труда.

Министерство образования Архангельской области из – за установленного законодательством разграничения полномочий в сфере трудовых отношений между органами государственной и муниципальной власти, не осуществляет контроля за соответствием муниципальных нормативных правовых актов требованиям законодательства.

В ходе второго этапа региональной проверки образовательных учреждений выявлены нарушения требований к оформлению и содержанию Положений о системе оплаты труда, тарификационных списков, штатных расписаний, расчетных листков по заработной плате, трудовых договоров, приказов работодателей. Причиной этих нарушений является недостаточная правовая грамотность бухгалтерских служб образовательных учреждений, слабый контроль со стороны работодателей и профсоюзных организаций (итоговая справка об итогах проверки прилагается).

Результаты региональной проверки показали неэффективность деятельности профсоюзных организаций по совершенствованию систем оплаты труда и контролю за соблюдением законодательства при начислению заработной платы работникам.